Медицинские услуги в Элисте

Задать эти и другие вопросы мы попытались главному врачу городской поликлиники Г. В. Галзановой, но ее категоричный отказ вынудил самостоятельно пройти по коридорам лечебного учреждения, пишет калмыцкая газета «Степная Мозаика».
В фойе поликлиники на первом этаже расположена регистратура. Когда к нужному специалисту талончика не оказывается, вам учтиво советуют подойти к соседнему окошку и спросить там. Здесь узнаешь, что услуги платные, и тогда советуют ознакомиться с имеющейся информацией. Уголок потребителя, где указан прейскурант платных медицинских услуг, открывает перед человеком тот мир, который якобы гарантирует оперативную, а главное, квалифицированную помощь.
Как оказалось, плата за прохождение флюорографии введена на основании «Территориальной программы госгарантий» за № 588 от 21.12.2013 г. Бесплатное флюорографическое обследование могут получить только горожане четырех категорий: «подростки до 17 лет; лица, подлежащие всеобщей диспансеризации; члены семей, проживающих с инфекционными больными и граждане, имеющие направление врача», скорее всего, участкового терапевта. Общеизвестно, если у тебя истек срок (мы проходим «флюру» один раз в год), то в помощи тебе могут отказать. И врачи в этом солидарны. Даже если ты на момент заболевания безработный и у тебя в карманах гуляет ветер, трудно рассчитывать на понимание врачей, пишет калмыцкая газета «Степная Мозаика».
Вот, к примеру, информация о посещении «узких» специалистов. Один визит к кардиологу стоит 356 рублей, к офтальмологу – 349, проктологу – 358, травматологу – 348, эндокринологу – 345, хирургу – 349. В общем, платные услуги оказывают 13 врачей, и стоит каждая из них около 400 рублей. Но что самое интересное, и платных и бесплатных больных обслуживают одни и те же специалисты. Можно ли вообще быть уверенными в оказываемой ими квалифицированной медицинской помощи, если они торопятся попасть с одного приема на другой и им, скорее всего, не до очереди за дверью кабинета?
Инвалид III группы Николай Ермолаев после перенесенного четыре года назад инсульта с весны не может дождаться вызванного на дом невролога. Ответ один: много больных, затянулся прием, и тут же следует совет: «Если нужно срочно, посетите платного врача».
– В мае по вызову приходила участковый терапевт, она выразила недовольство по поводу того, что мы не обходим врачей, – сетует супруга Лидия Ермолаева. – Врач прекрасно видит, что человек наполовину парализован, что он едва передвигается по дому, а когда упадет, самостоятельно подняться не может. С каждым годом у мужа «растет сахар». Весной приезжали медработники, сделали забор крови – анализы показали, что наш дедушка почти здоров. Вскоре внучка приехала из Москвы, подарила деду прибор и тут же сама измерила уровень сахара – он зашкаливал, показывая 19,5. А в стационар на реабилитацию мы попасть не можем только потому, что нужно вначале обойти многих врачей, сдать кучу анализов, половина которых – платная. Для улучшения самочувствия нам советуют чаще приглашать массажиста. Это недорогие услуги, но лучше таких «специалистов» не звать. Придет, погладит ногу 15 минут и бежит дальше. Мы, больные старики, – обуза для врачей.
– Не могу попасть к кардиологу, – сетует пенсионерка Анна Панина. – Меня все время отправляют к платному врачу в третий микрорайон. Пенсия маленькая. Если заплачу за прием, не хватит на лекарство.
– Сейчас моя очередь, – отстаивает свои права Аркадий Манжиков у кабинета УЗИ.
– Вы по направлению врача, а я заплатила, поэтому пойду без очереди, – настаивает дама, не пожелавшая назвать своего имени.
Андрею Шараеву, ожидавшему приема хирурга, запомнился визит к рентгенологу в феврале этого года. Было много посетителей, рассказывал он. Все выстраивались в одну очередь, несмотря ни на обозначенный гипсом перелом, ни на только что полученную травму. И если прием заканчивался, то, заплатив, вы можете надеяться, что снимок вам сделают, а вот «бесплатники», имеющие направление, придут завтра.
Женщина с загипсованной ногой взмолилась перед вышедшим из кабинета рентгенологом:
– Я отсидела уже полтора часа, мне обедать пора…
– Мне тоже! – ответила та. – Прием продолжу через полчаса.
– Так у меня диабет! – почти простонала больная, но дверь захлопнулась, и ее уже не услышали. Очередь сочувственно зароптала…
И это лишь немногие примеры недостойного уровня медицинского обслуживания, схваченные беглым взглядом, но, думается, те или иные «нескладушки» случаются здесь ежедневно. Да и как им не быть!
Возьмем, к примеру, расценки на услуги отделения функциональной диагностики. За ЭКГ больные платят 120 рублей, за диагностику щитовидной железы – 195, малого таза – 260, сосудов шеи – 600 рублей. А вот за диагностику печени – всего 111 рублей. Впрочем, обследование каждого в отдельности органа желудочно-кишечного тракта стоит эту же сумму.
– Когда болит все нутро, – справедливо считает горожанин Леонид Ципако, – для установления ясной картины необходимо ультразвуковое исследование всего желудочно-кишечного тракта. Врач ставит предварительный диагноз – мочекаменная болезнь, но направляет только на одну процедуру – диагностику желчного пузыря. УЗИ почек, печени, мочевого пузыря, где также могут накапливаться песок и камни, я вынужден проходить за плату. Где же гарантированная бесплатная первичная помощь?
Сложно ответить на прямой вопрос однозначно, поскольку в отечественном здравоохранении действуют двойные стандарты, при этом (де-факто!) медицина платная, что во всех поликлиниках подтверждается тарифами (де-юре!) практически на все существующие медицинские услуги, которые растут год от года, пишет калмыцкая газета «Степная Мозаика». «Изменение действующих тарифов, – поясняется в уголке потребителя, – производится на основании увеличения оплаты труда специалистов, занятых в производстве конкретных услуг».
Вот каким образом «бесплатная медицина» зарабатывает для себя более или менее сносную заработную плату. А что до больных, то надо понимать, что ни сегодня, ни, тем более, завтра ФОМС не обеспечит всем гражданам оказание бесплатной медицинской помощи в рамках программы госгарантий, пишет калмыцкая газета «Степная Мозаика».
И, видимо, для порядка, а может быть, для утешения больных людей, на информационной доске городской поликлиники сообщается телефон службы защиты прав застрахованных граждан (8-847-22-35898), куда мы пытались дозвониться – безуспешно…
Анна Прошина, газета «Степная Мозаика»
Элиста, Республика Калмыкия
Глава Калмыкии зарезервировал молодость













