Интервью Алексея Орлова Евгению Ункурову

Глава Калмыкии Алексей Орлов Интервью Главы Республики Калмыкия Алексея Орлова директору филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Калмыкия» Евгению Ункурову.

— Уважаемый Алексей Маратович, здравствуйте! Спасибо, что Вы согласились на интервью с нашей телерадиокомпанией. Алексей Маратович, событием недели, на мой взгляд, явилось Ваше выступление в Министерстве сельского хозяйства, на встрече с руководителями предприятий, занятых племенным делом в животноводстве. В присутствии представителя министра сельского хозяйства России Харона Амерханова Вы подвергли жесткой критике эту отрасль. Мне, жителю Республики Калмыкия, привыкшему считать калмыцкий скот лучшим в мире, слышать такое было… ну, не очень приятно.

— Это было сделано по двум причинам. Вы знаете, что одну из наиболее приоритетных отраслей экономики республики правительством на ближайшую долгосрочную перспективу объявлено сельское хозяйство, а именно наше животноводство.

Мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день Калмыкия обладает только одним значительным экономическим ресурсом и потенциалом – это наш мясной скот, знаменитая калмыцкая племенная порода скота. Однако же, с учетом требований предстоящего проекта, с учетом того, как мы планируем развиваться дальше, нам нужен высококачественный скот, который даст нам возможность подойти к индустриальному, промышленному производству мяса говядины на рынок республики, в первую очередь, и страны в целом. С этой целью мною был сделан запрос в Министерство сельского хозяйства России с просьбой уточнить, какова реальная ситуация на территории Калмыкии с учетом поголовья, подчеркиваю, именно племенного мясного скота. www.KalmykiaNews.ru

Эта просьба была выполнена, и, Вы знаете, буквально недавно завершилась одна из инспекционных поездок заместителя Министра сельского хозяйства России Вахитова Шамиля Хуснулловича в республику, где он предварительно провел некоторую работу по изучению племенного рынка в Калмыкии.

Сейчас, сегодня, буквально вчера закончила работу еще одна комиссия под руководством заместителя (начальника) Департамента животноводства Минсельхоза России Амерханова Харона Хамидовича. И ситуация оказалась, к сожалению, далеко не такой прекрасной и благодушной, как мы ожидали. Я не хочу сказать, что на сегодняшний день на территории Калмыкии не существует племенного скота. Он есть и, безусловно, это наше богатство, но, однако же, иметь в руках бриллиант или иметь в руках неограненный алмаз – это две разные вещи, согласитесь. Во главе пирамиды мясного животноводства стоят племенные заводы, где, как минимум четыре поколения…

Мы с Вами иногда не знаем свое четвертое, пятое поколение предков, но в племенном животноводстве это обязательно должно быть и, как оказалось, даже вот эта вершина пирамиды – племенные заводы – на сегодняшний день в реальности просто не ведут учет и такую статистику. Я уже не говорю о следующем звене этой пирамиды – племенных репродукторах.

Та первичная, подчеркиваю, первичная проверка – это одиннадцать хозяйств только было проверено за эти два дня – показала, что, к сожалению, у нас нет просто самого главного и самого простейшего, на первый взгляд, — учета нашего богатства. Еще раз повторюсь, это богатство есть. У нас в руках с вами большое и серьезное приоритетное богатство по отношению, может быть, к другим регионам Российской Федерации.

У нас с Вами есть наша гордость, наша калмыцкая племенная порода, но на сегодняшний день мы с Вами не знаем ни сколько этого поголовья находится на территории Калмыкии, ни по каким качественным показателям она существует на сегодняшний день. И, безусловно, меня как Главу и как одного из тех, кто собственно и создавал концепцию социально-экономического развития, ставя во главу угла развитие именно мясного животноводства, эта тема не может не волновать.

Все зависит от того, для какой цели мы создаем мясоперерабатывающую промышленность: осваивать товарное стадо – это не имеет никакого резона. Товарное стадо должно иметь постоянно подпитку из того элитного племени, которое есть на территории Калмыкии. Но мы даже с Вами не знаем на сегодняшний день, откуда и где брать этот племенной скот. Вот собственно поэтому я достаточно жестко говорил на вчерашнем совещании с руководителями более чем 70 племенных хозяйств республики разных форм собственности.

И говорил о том, что речь идет, самое главное, о чем я всегда повторяю своим коллегам по правительству, об эффективном использовании федеральных средств. Более чем за три года в племенное животноводство было вложено более двух с половиной миллиардов рублей, подчеркиваю, два с половиной миллиарда рублей. И мы на сегодняшний день, к сожалению, видим минимальные результаты, минимальную отдачу от этого вложения. Причем это касается не только сельского хозяйства. Но меня удручает такое положение дел именно в животноводстве.

Евгений Ункуров: В конце 2010 года в федеральный бюджет были возвращены 270 миллионов рублей и достоверно известно, что инициатором возврата были Вы.

Алексей Орлов: Ну, во-первых, не 270, а 208 миллионов рублей. А, во-вторых, Вы абсолютно правы. Инициатором, более того я настаивал на этом, был именно я. Если мы вернемся в не так далекое прошлое. Это был конец 2010 года, в конце, в середине ноября сформировалось Правительство, начало работу в этом направлении, Министерство сельского хозяйства в том числе.

И к окончанию года десятого, к сожалению, не был реально сформирован реестр сельхозтоваропроизводителей. Не существовало в республике книги учета сельхозтоваропроизводителей. Вы понимаете, эти программы существуют достаточно долгое количество времени уже и работают. Надо сказать по некоторым из них у нас есть очень хорошие, успешные показатели, но нет самого главного, нет твердого учета сельхозтоваропроизводителей, которые находятся и стоят в очереди на получение финансовых средств из федерального бюджета, а именно из Минсельхоза России. Вы знаете и многие фермеры, наши руководители сельхозпроизводств знают, что есть такой жаргонный термин как «балконный фермер». Так вот количество «балконных фермеров» зашкалило за пределы разумного и мы приняли решение, что будет честнее и правильнее отказаться от двух третей, подчеркиваю, от двух третей поступившей суммы из федерального бюджета, объяснив при этом наш отказ тем, что на сегодняшний день, да, реально мы не имеем гарантированного списка сельхозтоваропроизводителей, тех, кто реально работает на земле. www.KalmykiaNews.ru

Складывалась парадоксальная ситуация – в моих поездках по районам я разговариваю с главами РМО, предъявляю им список крестьянско-фермерских хозяйств, некоторых даже, подчеркиваю, СПК, а те и знать не знают о существовании таких у себя в районе. Понимаете? То есть работа шла в Минсельхозе без согласования, без должной координации, в первую очередь, с районами, с теми, кто непосредственно на земле осваивает эти федеральные средства. Так вот хотел бы отметить, что мы аргументировано отстояли свою позицию, вернее объяснили позицию возврата в Министерстве сельского хозяйства с условием, что в течение января месяца Министерство сельского хозяйства России пришлет к нам инспекционную проверку во главе с Первым заместителем Министра.

Наши сотрудники в Минсельхозе не знали, что такое Новый год, работали по 18-20 часов в сутки, но тем не менее сумели создать список и реестр сельхозтоваропроизводителей. К моменту начала работы московской комиссии мы этот список представили. Выборочно, подчеркиваю, эти сельхозтоваропроизводители были проверены, инспектированы, и мы получили «добро». Сейчас эти деньги вернулись к нам, но теперь мы твердо знаем, кому и как они достаются и твердо знаем с кого мы должны спросить эффективность их использования. Вот собственно причина и, скажем так, подоплека этого, ну, может быть, не происшествия, но этапа очередного работы Правительства.

Евгений Ункуров: Алексей Маратович, в должность Главы республики Вы вступили в октябре 2010 года и уже в этом году в феврале Вы встретились с Премьер-министром России Владимиром Путиным, а в марте Президент Дмитрий Медведев приехал в Элисту. Многие политологи считают это большой удачей. Сегодня ровно месяц как он завершился. Оглядываясь назад, как Вы оцениваете это событие?

Алексей Орлов: Безусловно, я считаю, что это знаковое событие для жизни не только республики, но и для Российской Федерации. Если мы вспомним, это совещание было итоговым в работе Президента по тематике рынка труда, по сокращению безработицы в Российской Федерации, и совещание с руководителями ключевых министерств и ведомств Российской Федерации, с руководителями регионов Российской Федерации, безусловно, было знаковым, в первую очередь, для России в целом, но и для нас.

Ведь не секрет, что мы на сегодняшний день, к сожалению, это горько признавать, но это факт и от этого никуда не деться, по уровню безработицы превышаем все показатели по Российской Федерации, я уже не говорю по Южному федеральному округу.

У нас в Калмыкии самый высокий уровень безработицы – свыше 15%. Я имею в виду тот, который рассчитывается индикаторам международной организации труда. В России, Вы знаете, двойная система расчетов уровня безработицы. По второй, официально зарегистрированной, мы еще более или менее, но мы смотрим правде в глаза, мы реально оцениваем ситуацию и поэтому для нас это совещание было не только знаковым, но и решающим, чтобы сделать определенные выводы и наметить пути реализации по оздоровлению нашего, локального рынка труда, чем собственно мы и занимаемся сейчас, и Правительство в первую очередь.

Вторая главная тематика результатов этого визита Главы государства к нам в Калмыкию. Помимо рабочего совещания состоялась моя встреча с Главой государства, на которой мне пришлось поставить жизненно важные для нашей республики вопросы. Я не хотел бы останавливаться на всем комплексе вопросов. Хотел бы только заострить внимание на двух основных моментах.

Первое, возвращаясь к теме сельского хозяйства. На территории Калмыкии на сегодняшний день находится пять оросительно-обводительных систем, находящихся в федеральной собственности. На территории Калмыкии работала и продолжает работать федеральная целевая программа сохранения и восстановления плодородия почвы.

Но, к сожалению, для Калмыкии она завершила свою работу к 2010 году. Однако, по всей России она работает вплоть до 2013 года.

С учетом того, какие перспективы и планы мы видим для себя, а именно для мясного животноводства, мы не можем их строить без серьезной промышленной кормовой базы, а серьезная промышленная кормовая база не может существовать без воды, без мелиорации.

Об этом неоднократно говорил Президент страны и Председатель Правительства РФ. Мы поставили вопрос и нашли понимание у руководителя страны, чтобы Калмыкию включили дополнительно в список федеральной целевой программы с дополнительным финансированием на сохранение существующих оросительно-обводительных систем и строительство и реконструкции новых.

В частности, речь шла о Черноземельской обводительно-оросительной системе, в общей сумме 1 миллиард 400 миллионов рублей. Наши аргументы Президентом страны были восприняты и такое поручение от него было дано первому вице-премьеру Правительства России Зубкову Виктору Алексеевичу и Министерству сельского хозяйства России.

В настоящий момент наши специалисты работают в соответствующих ведомствах. Все формальности, все документы находятся в процессе работы. Мы ожидаем в ближайшее время решение этой проблемы в положительную сторону с учетом поручения Президента России.

Вторая тема. Вы знаете в каком состоянии находится наше здравоохранение. В Калмыкии система здравоохранения, к сожалению, на сегодняшний день не так многофункциональна и не так эффективна для граждан нашей республики как должна быть. С учетом того, что в прессе и в региональной, на Вашем телеканале в том числе, и на федеральном уровне неоднократно поднимались эти вопросы, Вы знаете, мною дано было поручение Правительству о создании межведомственной комиссии по изучению эффективного использования федеральных средств.

В федеральную целевую программу «Юг России» вошли наши две больницы: республиканская имени Жемчуева и детская республиканская больницы были профинансированы до 2010 года в полном объеме, т.е. в 100% объеме. С республиканского бюджета софинансирование, к сожалению, не было выполнено на 100%. Но эта недостача республиканского бюджета не настолько принципиальна, чтобы говорить о том, что только из-за этого больницы на сегодняшний день находятся в том состоянии, в котором они есть.

Мы не стали углубляться в детали произошедшего. Это вопросы правоохранительных органов и, я думаю, они дадут должную оценку произошедшего. Наша с Вами задача в том, чтобы дать нашему населению профессиональное медицинское обслуживание. И этот вопрос я поднимал перед Президентом страны.

Президент Медведев заинтересовано выслушал мою просьбу. Дал поручение не оставлять эту тему без моего личного контроля, я имею в виду использование уже выделенных средств, держать это на контроле в правоохранительных органах, в следственном комитете, в прокуратуре республики, Министерстве внутренних дел. Но, понимая, что задачу нужно решать, Дмитрий Анатольевич, очень внимательно отнесся к нашей просьбе и дал поручение Министерству здравоохранения Российской Федерации изыскать возможности и завершить реконструкцию этих объектов.

Вы знаете, на сегодняшний день мы изыскиваем собственные средства из скудного республиканского бюджета, и работы не останавливаются по той же детской больнице. Но всех средств нам не хватит, без поддержки и помощи федерального правительства мы не сможем завершить этот объект. Теперь такая надежда, я бы сказал, уверенность у нас есть. Наши вопросы были услышаны и теперь такая работа ведется сейчас вплоть до решения этой конкретной проблемы, до реализации этой программы.

Следующая тематика – дороги. Дороги особенно те, которые имеют для нас стратегическое значение: Яшкуль – Комсомольск — Артезиан. Уже много лет эта тема продолжается. И много лет мы и наши соседи используют эту трассу и не могут вовремя и без потерь для автотранспорта достичь той или иной точки, которая им нужна. Мы ставили этот вопрос неоднократно, но, я думаю, теперь с помощью Президента России он сдвинется с места.

Еще одна казалось бы не такая значительная тема на сегодняшний день для экономики и развития Калмыкии сегодня, но важная на завтрашнюю перспективу, на экономику завтрашнего дня – это воздушное сообщения города Элисты, наш международный аэропорт Элисты. Аэропорт, имеющий международный статус, тем не менее связан некоторыми ограничениями с авиасообщениями стран Ближнего Востока, стран Азии, стран Центральной Азии в том числе. Этот запрет был введен в связи с режимом контртеррористичекой операции на Северном Кавказе еще в 1999 году.

Но, к сожалению, почему-то по каким-то необъяснимым лично для меня причинам он продолжает функционировать только для нас, одного из оставшихся регионов Северного Кавказа или Южного федерального округа. Здесь я хотел бы сказать, что уже не просто наша просьба и наше пожелание о том, чтобы этот режим был снят в Калмыкии для аэропорта города Элисты, услышана. Она уже реализована.

Буквально на днях мы должны получить официальное уведомление, что такой режим снят. И, я думаю, уже этим летом мы начнем активную работу с авиакомпаниями, с теми, кто работает по линии чартерных перевозок по линии обслуживания коммерческих челночных рейсов.

Вы знаете, что время полета от Элисты, допустим, до Объединенных Арабских Эмиратов, до Турецкой Республики намного сокращается, если такие перелеты делать из центральной части России или из Москвы. Мы сможем, Вы помните в недавней истории такие коммерческие рейсы осуществлялись, и они осуществлялись почти со 100%-ой загрузкой.

Это еще одно подспорье для экономики республики и для нашего аэропорта, в частности. Вот вкратце, Евгений Семенович, основные моменты, которые я в беседе с Президентом страны Дмитрием Анатольевичем поднимал, обсуждал. Хотел бы сказать, что я был приятно удивлен осведомленностью Дмитрия Анатольевича в наших местных проблемах и ощутил 100%-ю поддержку с его стороны.

Евгений Ункуров: 12 февраля в Москве, на памятной встрече с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным, Вы получили от него четыре конкретных поручения. Если можно, подробнее об этом.

Алексей Орлов: Конечно. Это, в первую очередь, если опять говорить о нашем сельском хозяйстве, о той основной проблеме, которая существует в нашем животноводстве, это отсутствие переработки. Речь шла об отсутствии промышленной переработки. Владимир Владимирович знает не понаслышке о проблемах нашего региона. Вы знаете, что это с его легкой руки в 2005 году в Элисте состоялся Президиум Государственного Совета страны, в ходе которого было принято решение о реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Это с его легкой руки в течение двух лет разрабатывалась и в 2007 году была принята федеральная целевая программа «Мясной пояс России». Это с его легкой руки, собственно, и было начато финансирование и активная работа по развитию мясного животноводства на стартовой площадке федеральной целевой программы, т.е. Калмыкии.

Поэтому ему не нужно было объяснять наши проблемы, ему нужны были данные (и их мы привели) о том, как выросло поголовье с 2005 года по 2010 год. А поголовье выросло, и это наше достижение. Но отсутствие промышленной переработки сдерживает дальнейший рост развития этой отрасли. Владимир Владимирович согласился с нашими доводами и в основном мы обсуждали какой мощности мясоперерабатывающий комбинат нужен для Калмыкии и не только для Калмыкии, но и для российского рынка в целом.

Он согласился с мнением наших специалистов, что на сегодняшний день мясоперерабатывающий комбинат мощностью до 30 тыс. тонн производства говядины в год будет достаточен. Возможно с учетом интенсификации мясного животноводства его расширение в будущем. Современные технологии строительства – модульное строительство – позволяет говорить об этом и позволяет развивать производство в этом направлении.

Если говорить конкретно, то Правительству Российской Федерации дано поручение включить нас на будущий год в объем финансирования 1 миллиард 700 миллионов рублей конкретно для строительства мясоперерабатывающего комбината. Это было первое поручение, основное для экономики республики.

Был еще ряд других вопросов, которые мы обсуждали с Председателем Правительства страны. В первую очередь, этот вопрос касался электроэнергетики и снижения тарифов. Во-вторых, этот вопрос касался здравоохранения республики, образования на территории Калмыки. На одном моменте я хотел бы остановиться более внимательно и более серьезно.

В конце октября 2010 года, когда я и новые члены Правительства приступили к работе, мы продолжили ту тему, которая, к сожалению, образовалась на протяжении последних нескольких лет и особенно усугубилась в 2010 году, а именно тема государственного долга республики. Если бы я сказал, что это бремя, я бы еще выразился мягко. Это вериги, это цепи на ногах нашего Правительства.

Объем государственного долга немыслим для бюджета республики. К сожалению, он не дает нам сегодня возможности кредитоваться свободно ни на федеральном уровне, ни на внебюджетном, коммерческом в том числе. Вы знаете, есть определенные инструкции и циркуляры, которые не позволяют при наличии таких объемов финансовых обязательств делать какие-то дополнительные. А без кредитов ни одна экономика не может существовать.

Это очень серьезная тема и очень больная для экономики Калмыкии. На сегодняшний день мы выполняем только лишь социальные обязательства Правительства республики, заложенные в бюджет Калмыкии на 2011 год. Ничего другого мы позволить не можем, и это — тема, сдерживающая всю экономику Калмыкии, поскольку по всем программам, которые действуют на территории Калмыкии необходимо софинансирование местного бюджета.

Местный бюджет на сегодняшний день себе позволить этого не может. Мы обсуждали этот вопрос с Председателем Правительства РФ Владимиром Владимировичем. Я ощутил от Председателя Правительства прагматический подход к этой больной теме для республики. Прагматичный в том смысле, что он рассуждал и критериями сегодняшнего дня, и смотрел в будущее Республики Калмыкия.

Здесь, безусловно, нужна только лишь целевая поддержка Правительства России. С этой просьбой мы обратились. Речь шла о бюджетных обязательствах республики в размере 800 млн. рублей, и мы такую поддержку получили. Это решение уже существует, правда результат мы увидим не сегодня и даже не завтра. Как правило, финансовый год формируется по окончании года календарного, но это результат, который позволяет мне и моему Правительству с оптимизмом смотреть в будущее, а именно в 2012 год.

Евгений Ункуров: Алексей Маратович, Вы приняли участие в видеоконференции, которая проходила в «Калмэнерго». Кроме Вас там участвовал Полномочный Представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Устинов и Министр энергетики Сергей Шматко. Тема была самая острая – цены на электроэнергию. После совещания Вы произнесли слова, которые всех заинтересовали, а именно: «Руководство республики будет работать над снижением тарифов». Как такое возможно?

Алексей Орлов: Возможно, стиснув зубы, если говорить откровенно. Но мы понимаем, что на сегодняшний день для Республики Калмыкия особенно эта тема – рост тарифов – становится не экономически больной, а социально больной. Потому что мы, пожалуй, единственный регион в ЮФО, где структура потребления электромощностей абсолютно отличается от наших соседей. У нас, по официальным данным, 51% — это потребление населением, а по некоторым функциональным показателям, которые существуют в этой сфере, мы зашкаливаем за 60%. Это немыслимая цифра для любой экономики, любого региона. И для нас эта тема, тема высоких тарифов на электроэнергию, является, повторюсь, не столько экономической, сколько социальной.

В связи с этим я поднимал этот вопрос перед Президентом страны с просьбой пересмотреть условия и позиции функционирования оптового рынка для Республики Калмыкия. На сегодняшний день Постановлением № 243 от 2003 года существует особый перечень регионов, особый метод функционирования на оптовом рынке страны. Однако, Калмыкии там нет. Мы нашли понимание и Президент дал поручение работать в этом направлении.

Я на видеоконференции задал вопрос Министру энергетики Сергею Ивановичу Шматко. Он буквально недавно проводил совещание в Департаменте развития электроэнергетики в Минэнерго, но там наши доводы и аргументы не были услышаны, а если и были услышаны, то не в полном объеме.

Однако, на всю страну Министр энергетики сделал мне предложение не закрывать эту тему. Это уже серьезная победа. Скорректировал те аргументы, которые мы должны представить в Минэнерго. Я в самой ближайшее время планирую встретиться с Министром и, я думаю, мы этот вопрос решим положительно. Это, что касается поддержки со стороны федерального бюджета.

Теперь что касается тех обязательств, которые мы можем, должны и обязаны исполнить сами. Я не зря сказал стиснув зубы и через «не могу». Сумма дефицита покрытия всех расходов бюджета на электроэнергию для того, чтобы хоть немного снизить это бремя для нашего населения составляет примерно 300 миллионов рублей.

Для экономики и бюджета республики это очень серьезная цифра. Однако, мною дано было поручение Правительству. Мы, как в сказке «по сусекам скребли» и изыскали 100 млн. Это уже даст, может, быть, не такой существенный объем снижения, но тем не менее все-таки снижение тарифов. Мы добьемся положительного решения в федеральном центре, и тогда, я думаю, мы выйдем по крайней мере на уровень тарифов наших соседей по ЮФО.

Евгений Ункуров: Почему Вам стала интересна тема игровых автоматов? Вы даже лично объезжали Элисту с негласной проверкой.

Алексей Орлов: Есть поручение Президента страны об искоренении этого зла, экономического, социального, как хотите назовите, но это зло. И для меня лично это зло по одной простой причине: если в больших мегаполисах закрываются подпольные казино, закрываются подпольные игровые клубы.

Мы знаем социальный статус людей, приходящих и играющих там, мы знаем их финансовый статус, но когда у нас в республике и так, скажем так, «не роскошествующей», оставляются последние средства, вынимаются либо из карманов родителей, либо из семейного бюджета, либо просто напросто обкрадывают люди сами себя, это становится уже серьезной социальной проблемой и, безусловно, для меня существование этих подпольных…ну, даже не подпольных, подчеркиваю, а открытых лотерейных клубов было сначала шоком. www.KalmykiaNews.ru

Поэтому я поставил все это под свой жесткий контроль, руководителям правоохранительных органов дано поручение в кратчайшие сроки доложить мне о той работе, которая сделана по предотвращению всего этого, по искоренению вернее.

К сожалению, Вы знаете достаточно долгое время, да, и сегодня существуют некоторые правовые препоны. Нет ведь серьезной строго регламентированной правовой базы для закрытия подобного рода учреждений. Они могут существовать как некие лотерейные клубы, покерные клубы. Придумывают бог знает какие-то названия, чтобы тем не менее функционировать и жить, но мы с Вами, а тем более наши с Вами земляки прекрасно знают, что на самом деле там творится.

И самое главное, что правоохранительные органы знают. Я сейчас скажу, может быть, несколько крамольную вещь, но мною дано указание правоохранительным органам довести эту борьбу до конца, чтобы ни одного подобного «гадюшника», извиняюсь за такое выражение, в Калмыкии не существовало.

Текст интервью Алексея Орлова Евгению Ункурову
Элиста, Калмыкия, Европа

Один комментарий на “Интервью Алексея Орлова Евгению Ункурову”

  • ЗИНАИДА:

    Здравствуйте!!!! Хочу оставить комментарий не по этой теме.Господин Орлов!!! Хотела бы задать вам один вопрос. Когда вы гуляли по нашему городу, так как простой житель, а ни как президент Калмыкии на машине.Вы посмотрите, в какой заднице находится наш центр, это просто ужас.Пешеходные дорожки не асфальтировались со времен Советской власти.Это нужно пройти и все увидеть своими глазами.А про озеленение и стрижку деревьев и кустарников говорить даже не хочется.Все запущено.нет хозяина.Только знают белить бордюры дорог.Так вам мой совет. пройтись пешечком по городу и увидеть все своими глазами. БАРДАК. и еще БАРДАК. не знаю, дадут вам это прочесть.

Оставить комментарий

Поиск
Калмыкия
Алексей Орлов уволит
Калмыкия ВКонтакте Калмыкия Твиттер


Фестиваль тюльпанов

Фестиваль лотосов
Басан Захаров
Фестиваль Ойрад тумэн
Необходимо активизировать работу!
Работа в Калмыкии