Басан Захаров: Судьба культуры — судьба народа!

Захаров Басан Александрович Новости Калмыкии: Культура

Басан Захаров: Судьба культуры — судьба народа!

Очень часто среди государственных чиновников, общественных деятелей, предпринимателей, простых людей слышу такое мнение, что «сейчас не до культуры, нужно экономику поднимать». Считается, что культура, традиции и обычаи дело второстепенное, не достойное личного внимания. Мол, культурой пусть занимаются поэты, композиторы, артисты, учителя – им за это деньги платят, а у меня и своих дел полно.

Подобные мнения, превалирующие пока в обществе, на самом деле опасны для жизни как самого человека, его семьи, так и для развития республики.

Многие даже не догадываются что национальная культура – это не только песни, танцы и живопись, но и отношения между старшими и младшими, взрослыми и детьми. Это правила поведения, понятия о добре и зле, достоинстве и принципах, о том, что такое хорошо и плохо, это кухня и правила употребления пищи, даже то, как человек сидит, разговаривает и т.д. – это тоже культура. Культурой пронизана вся жизнь человека, общества и государства. Поэтому там, где не уважают культуру, не уделяют внимания воспитанию, там, где она сиротка, общества обречены на перманентные кризисы: политические, экономические, социальные и т.д. Они подвержены любым идеологическим провокациям. Не будем сейчас рассуждать о России, рассмотрим калмыцкое общество.

Потеря национальных ценностей привела к тому, что в наше мирное время молодых людей погибает немногим меньше, чем во время военных действий. Я вырос в четвертом микрорайоне Элисты, мое поколение — это сегодняшние 40-летние. Как горько осознавать тот факт, что многие мои сверстники ушли из жизни молодыми, став алкоголиками, токсикоманами, наркоманами, сколько судеб искалечено, сколько горя и страданий они принесли родным и близким. А сколько было убито в Калмыкии во время пьяных разборок, аварий с нетрезвыми водителями, как правило, молодыми людьми? А ведь в нашей культуре было запрещено употребление спиртного до появления первого внука.

Вполне закономерно, что, по свидетельству исследователей, до революции у калмыков не рождались дети с умственными и физическими отклонениям. Сегодня таковые есть, естественно, в большинстве случаев – это следствие неправильного образа жизни родителей. Все дореволюционные ученые отмечали у наших мужчин крепкое телосложение, отличное зрение, большую физическую силу, выносливость и т.д.

Кочевник не мог быть слабаком по определению. С чем это связано? Конечно, с национальной культурой. Умственное и физическое здоровье для ойрата — основа жизни.

Культ здорового крепкого тела существовал вплоть до семидесятых годов прошлого века. Практически все наши отцы и деды были спортсменами. А сегодня не редкость 30-летний сердечник и пивной живот.

Нельзя не упомянуть о нашей кухне. Около года назад по местному телеканалу передавали советы врача отказаться от «нездоровой калмыцкой кухни», поменьше употреблять калмыцкий чай, махн-шөлтәһән, дотр и прочие мясные блюда. Вот так, вместо того, чтобы пропагандировать правильное употребление традиционной пищи, нам предлагают вообще отказаться от национальной кухни, к которой мы генетически предрасположены.

Именно национальная кухня – последний рубеж в национальном сознании, когда уже и она становится невостребованной, то этнос не спасти. И таких недоучек–провокаторов масса. Хотя в том случае, врач имел в виду то, что современный человек при малоподвижном образе жизни употребляет чрезмерно жирную пищу, но, как говорится, вместе с грязной водой выплеснул и ребенка.

Калмыки хотя и сохранили частично национальную кухню, но совершенно потеряли культуру употребления пищи. Во-первых, наши предки недаром говорили: “Цә шиңгн болв чигн идәни дееҗ”. В дословном переводе, чай хоть и жидкий, но среди еды главный.

Калмыцкий чай всегда подавался первым, остальные блюда – примерно через полчаса. Кстати, именно так рекомендуют делать современные врачи.

Во-вторых, летом калмыки мясо практически не употребляли, упор делался на молочную пищу, мясо ели в холодное время года, когда требовалась повышенная энергоотдача.

В третьих, соблюдали мацг өдр (пост) три раза в месяц;

В четвертых, мясо ели только свежее.

В пятых, мясо недоваривали, тем самым сохраняя полезные вещества, что позволяло сохранять зубы крепкими. И так далее, перечислять можно долго, суть не в этом.

Предки строго соблюдали культуру потребления пищи, потому среди них было много долгожителей. Разве не рационально вновь вводить культуру потребления пищи? Ведь после простуд, лидируют болезни желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.

Национальная культура выковывалась тысячелетиями. Всё не нужное со временем отсекалось, всё лучшее, правильное прививалось. Поэтому национальная культура глубоко рациональна. Глупцы те, кто отрицает традиции и те, кто к ним равнодушен. Отвергая национальную культуру, ставя её на последнее место в личных и общественных приоритетах, мы в прямом смысле закрываем дорогу себе и детям. Сколько ещё смертей, болезней и трагедий нужно, чтобы мы это поняли?

Очень важно, чтобы культура саморазвивалась, самовоспроизводилась. Без этого фактора у нации, общества, семьи не будет будущего. Каждое поколение должно передавать следующему духовные ценности. Например, сибирское поколение лишь в малой степени передало национальные ценности и в результате уже в следующем поколении появились брошенные дети и старики, убийцы, воры, алкоголики. В следующем за этим поколением появились проститутки, бомжи, люди, отвергающие всё национальное, криминальные «авторитеты», почти утерян язык. А будущее поколение может стать гонимыми всеми ветрами перекати-поле, без роду, без племени, стыдящиеся своего происхождения, родителей. Именно такое сейчас происходит с некоторыми народами России, к сожалению, уже сейчас подобное встречается и у нас. Когда нет связи с предками, утеряны национальные ценности – исчезает ответственность за свой род и семью, теряется чувство стыда. И тогда становится вполне возможным сдать ребенка в приют, родителей — в стардом, воровать и пьянствовать.

Не надо винить сибирское поколение, будем благодарными им за то, что они выжили и передали нам свою любовь к родине, за то, что они в нечеловеческих условиях сохранили национальное достоинство, вернулись и возродили республику. Наша нация получила урок и сейчас важно извлечь пользу.

Пора нам становиться национально ориентированными, т.е. культурными людьми. Это главное сегодня. Тогда никакой кризис и потрясения нам не будут страшны. У наших предков бывали ситуации в сто крат сложнее. Сплоченность, выдержка, умение жертвовать личным ради народа – эти культурные ценности позволяли ойратам достойно выходить из любой ситуации.
Экономика, политика и прочее — лишь прицепные вагоны к локомотиву под названием «культура».

В основе любого действительно успешного бизнеса – культура, идеология, корпоративная этика, включающие в себя униформу (национальная одежда), регламентированные взаимоотношения (традиции отношений между поколениями), систему взаимопомощи и поддержки, корпоративный сленг (национальный язык) и т.д.


Захаров Басан Александрович

Возвращаясь к нам, вспомним В.И. Ленина, который, зная уникальный культурный потенциал калмыков, обратился именно к нашему народу с воззванием: «Братья калмыки! Судьба вашего народа в ваших руках!».

Действительно, судьбу нашего народа можем определить только мы. И никто более. Такова наша история, таковы были наши предки, такова наша природа. Поэтому пора возвращаться к истокам, конечно, кочевой образ жизни уже не вернуть, но духовные и культурные ценности мы возродить обязаны. Другого пути у нас нет.

Басан Захаров, Элиста
Июль 2012 года, газета «Өөрдин зәңг» (Ойратские известия)

Калмыкия валюта

Оставить комментарий

Поиск
Калмыкия
Алексей Орлов уволит
Калмыкия ВКонтакте Калмыкия Твиттер


Фестиваль тюльпанов

Фестиваль лотосов
Басан Захаров
Фестиваль Ойрад тумэн
Необходимо активизировать работу!
Работа в Калмыкии